Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Размер шрифта:  a a a
Цветовая схема:  a a
Изображения:  вкл. Выкл.
gs.png
Гостевая книга

Утренний сбор

Утренний сбор — новый подход к организации совместной деятельности детей и педагога в дошкольном учреждении.

  Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направляет педагогов на индивидуализацию образования, а значит на поиск новых, наиболее эффективных, инновационных форм, методов, приёмов работы с детьми. Одной из таких интересных форм работы является утренний сбор.

  Проведение утреннего сбора требует от педагога проявление творчества и креативности. Такая форма работы будет интересна как для воспитателя, так и для каждого ребенка группы. Ведь утренний сбор для дошкольников - это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь. А педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты.

  Утренний сбор начинают проводить со среднего дошкольного возраста, элементы можно использовать и со второй младшей группы, но более полная его форма возможна лишь в старшем дошкольном возрасте.

  Проводится в утренние часы перед занятием. Длительность 15 – 20 минут.

  Рассмотрим цель и задачи утреннего сбора:

  Цели:

  • Создание эмоционального настроя на весь день - “задать тон”.

  • Создание условий для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

  • Развитие навыков (общение, планирование собственной деятельности и т. п.).

  • Развитие навыков культурного общения (приветствия, комплименты и т. п.).

  Задачи:

  • Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.

  • Выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

  • Учить делать выбор, а также планировать собственную деятельность.

  Основные этапы утреннего сбора:

  • приветствие;

  • обмен информацией;

  • групповая деятельность;

  • ежедневные новости.

  Утренний сбор включает в себя несколько структурных элементов.

  • Позывные для утреннего сбора.

  Для начала группа выбирает для себя – собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: весёлая музыка, звон колокольчика, речёвка.

  • Организация круга.

  Сбор проходит в виде круга, где дети вместе с взрослыми сидят на стульчиках, на подушках и так далее. Каждая группа сама вправе определить традицию организации круга и порядок расположения детей в кругу может меняться. Круг – это открытость, внимание детей друг к другу и чувство единства в коллективе.

  • Приветствие.

  Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников и хотят чувствовать себя частью группы, поэтому приветствие должно быть адресовано каждому, кто находится в круге. Начиная приветствие, покажите, как это делается. Существует много способов приветствия, которое может быть вербальным и невербальным. Дружеская атмосфера устанавливается тогда, когда спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Есть много весёлых, занимательных, уважительных приветствий, которые могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речёвки. Приветствия также могут содержать эпитеты, комплименты. Дети, усвоив процедуру, могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Используются различные предметы (любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие.

  • Новости.

  Один из любимых частей утреннего сбора – обмен новостями, так как предоставляет возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут носить различный характер. Чтобы избежать проблем по поводу, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей, предлагается коллегиально решить, какое количество и кого сегодня выслушать. Важно, что дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас, развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

  Новости принимаются как факт, поэтому не регламентируются (только по одной короткой новости, не селекционируются (только хорошие новости, не вытягиваются (мы еще не слышали твоих новостей, не запрещаются (об этом мы не говорим).

  • Групповая деятельность

  На этом этапе проводятся игры:

  хороводные игры («Колпачок», «Карусель», «Пузырь» и т. п.)

  пальчиковые игры («Дружат в нашей группе», «Пальчик – непоседа», и т. п.)

  словесные игры («Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Найди рифму», «Закончи предложение») ;

  игры-фантазии («Оживление предметов»);

  игры-цепочки и т. д. При этом из рук в руки передается мягкая игрушка или мяч, и каждый ребенок имеет возможность принять участие в игре. Всё то, что помогает детям почувствовать себя комфортно, легко и весело.

  • Ежедневные новости

  Четвёртый этап утреннего сбора – настраивает детей на активное общение между собой, как вербальное, так и невербальное. В ходе этого этапа педагог сообщает воспитанникам информацию:

  • о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды;

  • особом событии – дне рождения одного (или нескольких) из воспитанников.

  • о плане деятельности на текущий день. Сообщается детям, что интересного их ожидает, и чем будут заниматься сегодня.

  Таким образом, утренний сбор – один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, толерантность, формируется, нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей, формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно–образовательном процессе в целом.

 

  Литература:

  1.Свирская Л.В. Шпаргалки для воспитателей. — Детский сад со всех сторон. СПб., 2003, № 3—4

  2. Свирская Л. В. Организационно-педагогические ус­ловия становления ключевых компетентностей в до­школьном детстве /Дисс. ... канд. пед. наук. — В. Новго­ род. 2004.