Подготовка к проведению группового сбора.
С чего же начать подготовку к групповому сбору?
1. Выбор удобного места. Помещения, где можно расположиться всей группой, где дружный кружок не будет мешать, например, помощнику воспитателя, где всех всегда можно найти, если кто-то из детей опаздывает, где есть простор для игры, пусть и не очень подвижной, где есть возможность размещения материалов, где нет сквозняков. Раскладываем ковёр именно здесь, но не ограничиваемся им – просим родителей сшить (купить) для каждого из детей подушечку – тогда сидеть будет и удобно, и гигиенично, и не холодно. Чтобы родители откликнулись, объявляем конкурс «Подушка- подружка». Договариваемся с детьми, где и как будем использо- вать подушечки помимо сбора (в играх или для отдыха), где будем их хранить. Уголок уединения – вполне удобное место. Важно, чтобы место хранения подушечек было неподалеку от места проведения сбора. Представьте себе, как неудобно и хлопотно перетаскивать их из одного помещения в другое (из спальни в группу, например).
2. Согласование сигнала. Необходимо выбрать сигнал, который будет возвещать о на- чале группового сбора. Можно использовать звук колокольчика или металлофона, песенку или ритмичные хлопки – рассмотрим все варианты, которые предложат сами дети, и постараемся вы- брать что-либо из их идей. Для сообщения детям о времени сбора педагогу лучше всего не пользоваться голосом, потому что ежедневное многократно повторенное «Дети, собираемся на групповой сбор!» – лишит вас голоса, а ваших воспитанников энтузиазма. Звон же колокольчика или весёлая песенка не помешают ни организованности, ни маневренности, ни свободе общения.
3. Подготовка «информационного поля» или стены к рабочему использованию. Сначала важно продумать, какую информацию нужно будет размещать (величина иллюстраций и объём информации будут отличаться в младшей и подготовительной группах), что для этого понадобится (рамки, основа, двусторонний скотч и т. п.), а затем решим, где и как всё это удобно разложить или повесить. Во время группового сбора можно работать с календарями и информационными листами, вспоминать стихотворения, читать слова, подбирать слова к звукам, рассматривать иллюстрации и предметы, которые помогут выбрать тему проекта или подскажут интересные дела, демонстрировать свои достижения, например в виде рисунков и первых написанных слов; нам нужно будет обращаться к плану проекта. Значит, все эти материалы должны найти место на стене. Всё это составляет «рабочую стену», или «информационное поле». Материалы будут постоянно меняться, причем менять их будут также сами дети. Следовательно, нужно предусмотреть, чтобы высота расположения, удобство подхода, безопасность и простота крепления материалов соответствовали возможностям ребят. Не забудьте и об удобстве для взрослых, которым придётся работать со сменными материалами как стоя, так и сидя!
4. Продумывание вопросов для начала группового сбора. Ещё одно подготовительное действие – подбор организующих «ритуальных» вопросов, способствующих установлению и поддержанию социальных контактов, развитию умения считывать информацию об эмоциональном состоянии других людей, формированию навыков общения и планирования, например:
• Все ли нашли для себя местечко, все ли удобно устроились? Кто ещё не уселся?
• Какое у вас настроение?
• Посмотрите друг на друга. У всех ли радостные (светлые, приветливые, улыбающиеся) лица?
• У кого из детей самые нетерпеливые глаза (лицо)?
5. Размещение участников группового сбора. Дети усаживаются в круг. При круговом расположении детей взрослый занимает наиболее выгодную позицию для работы и контроля ситуации, поскольку каждый ребенок находится в поле его зрения. Порядок расположения в кругу может меняться. Например, – рассаживаются по росту, – по датам рождения, – чередуя, девочка – мальчик, – по цвету глаз, – по длине волос, – по количеству членов семьи, – по цветам радуги, – по расположению домов к детскому саду и т.д.
Литература:
1. Материал из учебно-методического пособия составитель М.А.Позюкова «Технология группового сбора и возможности её реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения» Иркутск 2011.
2. Свирская Л. В. Утро радостных встреч. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2010..