Варианты игр для группового сбора.
«Связующая нить»
Дети сидят в кругу, передают или перебрасывают друг другу клубок ниток так, чтобы все могли взяться за распущенную нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что ребята чувствуют, хотят для себя, могут пожелать другим. Когда клубок вер- нётся к ведущему, дети натягивают нить, закрывают глаза, представ- ляя, что они одно целое.
«Я превращаюсь»
Придумать окончание к предложению: «Я превращаюсь в ...». На- пример: «Я превращаюсь в облачко и лечу по небу», «Я превращаюсь в шоколадку и таю на солнышке» и т. п.
«Кто я?»
Цель игры состоит в том, чтобы не только придумать какой-либо образ для себя, но и постараться изобразить его мимикой, жестами, движениями. • Я чувствую, что я кусочек льда. Я таю от тепла. • Я стакан воды. Меня сейчас выпьют. • Я прекрасный цветок. На меня села пчела. • Я песенка. • Я словно буква «О». Я могу кататься по дорожке. • Я могу быть ветерком. Я улетаю в дальние края. • Я горячий чайник. Не трогайте меня, а то обожгу.
«Как...»
Игра способствует расширению поведенческого репертуара ребёнка, учит распознавать проявления разных настроений у себя и окружающих. Такие задания могут придумывать сами дети.
Например: • Рассказать известное стихотворение по-разному: шёпотом, скороговоркой, очень медленно, голосом маленького ребёнка.
• Улыбнуться, как кот на солнышке, как довольная обезьянка.
• Нахмуриться, как осенняя туча (рассерженная мама, голодный волк и т. п.).
«Интервью» Ведущий (ребёнок или взрослый) по очереди передает микрофон каждому из детей и просит ответить на вопросы. Темы интервью могут быть разными – как связанными, так и не связанными с темой проекта. Например:
• Что ты успел сделать по этой теме?
• Что тебе больше всего понравилось? С кем тебе приятно работать вместе?
• Что ты любишь делать в свободное время?
• Есть ли у тебя старший брат? и т. д.
«Снежный ком»
Ведущий первым называет своё имя (или любое слово). Каждый последующий участник игры повторяет его и называет своё. Последний ребёнок повторяет все имена (слова) в порядке их представления и называет своё имя (слово).
«Телеграмма»
Дети сидят в кругу, один из них говорит: «Я посылаю телеграмму Антону» — и пожимает руку соседу, тот понимает руку следующему и так дальше по кругу, пока «телеграмма» не дойдет до Антона. После чего Антон сообщает: «Телеграмму получил» (если рукопожатие дошло до него) или «Телеграмму не получил» (в ситуации, когда рукопожатие «потерялось» по пути к нему).
«Послушай тишину»
Предложить детям 1–2 минуты посидеть в полной тишине. За это время они должны попытаться услышать как можно больше звуков и затем рассказать о них. Например: «Я слышала, как чирикает воробей», «Я услышала, как шумят машины». «Что я слышу» Слушаем погоду: стук капель по стеклу, завывание ветра, хруст снега, раскаты грома, шорох сухих листьев и т. д. Слушаем звуки улицы: гудок машины, детский смех, рокот пролетающего самолёта, лай собак, скрип тормозов, пение птиц, мяуканье. Рассказываем: кто что сумел услышать.
«Да – нет»
Ведущий (воспитатель, родители, ребёнок) задаёт вопросы: «Вы хорошие дети? Это вы разбили окно?» Ребята должны ответить хо- ром и правильно.
«Хорошо – плохо» Обсуждаем вместе: мороженое – это хорошо или плохо? Быстро ехать – хорошо или плохо? Сломался лифт... Заболел кто-то... Насту- пила зима. Можно разбирать в качестве объектов: “Книга”, “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д. Ответы могут оказаться различными, и это даёт повод для дальнейшего обсуждения.
«Зачем»
Задаём «нелепые» вопросы: «Зачем дерево? Зачем стол? Зачем спим? Зачем карман? Зачем каблук? Зачем пуговицы?» — и полу- чаем неожиданные ответы.
«Покажи своё настроение»
Эту игру можно проводить по-разному. Например, предложить одним детям показать мимикой и жестами, какое у них сейчас на- строение, а другим – разгадать его. В ином варианте: даём одному ребёнку картинку с нарисованным «настроением», он пытается воспроизвести его на своём лице, а остальные отгадывают, что же он изображает.
«Забавный зоопарк»
Воспитатель: «Мы будем заселять зоопарк, привезём разных зверей и птиц. В этой части зоопарка будут жить животные, название которых начинается на букву «К», (корова, козел, коза, крокодил, кенгуру). В другой части – животные, название которых начинается на букву «м», и т. д.
«Волшебная палочка»
По прикосновению волшебной палочки качество или свойство пре- вращается в противоположное. Например, Фея говорит: «Снег был белый, а стал...», «Яблоко было зелёным, а стало...», «Ты был маленьким, а станешь...».
«Волшебная коробочка»
Поставим в центр круга красивую коробку. Предлагаем детям догадаться, что же в ней лежит. Высказывать свои соображения и задавать вопросы можно в течение всего группового сбора или только в определённое время. Откроем коробку в самом конце сбора.
«Угадай»
В прозрачную пластиковую банку положим несколько мелких предметов (кубиков, камешков, желудей, молоток). Детям предлагается угадать, сколько предметов в банке. Названные числа записываем в общую табличку с указанием имен. В самом конце сбора открываем банку и пересчитываем количество предметов. Победит тот, кто точнее всех определил число предметов.
«Дразнилки» "
Дразнилки" – игра на подражание.
1. Предложите детям повторить вслед за вами действия человека. Показывайте детям разные гримаски: вот нахмуренные брови, вот улыбка, вот оскаленные зубки, вот округленные глазки, вот надутые щечки. Пусть повторяет. Можно разнообразить задание движения-ми: рубим топором (двумя сложенными ладошками – движение вниз), плывем брассом, изображаем мельницу и прочее. Как правило, такая игра очень нравится детям.
2. Предложите детям повторить вслед за вами поведенческие особенности некоторых животных (например, зайчик прыгает, поджав передние лапки, медведь ходит вразвалку и пр.). Затем пусть ребенок показываете действие, а другие должны угадать, какое животное его делает.
Литература:
1. Свирская Л. В. Утро радостных встреч. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2010.
2. Практика проведения утреннего сбора для детей дошкольного и школьного возраста. Пособие для проведения тренинга / Под ред. Н. В. Мальцевой. — Самара. 2004.