Методическая работа
Из опыта работы по ФЭМПИз опыта работы по легоробототехнологии в ДОУ
Из опыта работы организации ЛОК математического содержания
Выступление на родительском собрании "Половое воспитание"
Преемственность ДОУ и начальной школы в условиях реализации ФГОС ДО
Фото отчет о проведении областного форума "Большая перемена 2017"
Фото отчет о ЛОК - 2017 "Экологический марафон"
Наставничество
Положение о системе наставничества в МАДОУ ЦРР д/с №19Шесть форматов наставничества, реализуемых в МАДОУ ЦРР д/с №19
Цель Года педагога и наставника, который объявил Президент в 2023 году, – повысить статус педагогов, в том числе тех, кто ведет наставническую деятельность (Указ от 27.06.2022 № 401). Минпросвещения ставит задачу – возродить институт наставничества, чтобы у каждого молодого педагога был свой наставник. Но не во всех детских садах есть молодые педагоги или их мало. Кроме того, чтобы соответствовать современным требованиям, методическая поддержка нужна педагогам с разным профессиональным уровнем. Поэтому методисты, старшие воспитатели должны определить актуальные для своего детского сада форматы наставнической деятельности.
Традиционный формат наставничества –
«педагоги-стажисты – молодые педагоги»
Наставник – педагог с опытом
Наставляемый – молодой педагог
В чем суть формата: наставник помогает молодому педагогу выстроить профессиональный маршрут, подсказывает, как решать рабочие задачи. Также наставник берет на себя ответственность за качество педагогического процесса в группе наставляемого, координирует его педагогическую деятельность. Он вовремя реагирует на изменения в педагогическом процессе, грамотно распределяет силы, чтобы трудности не испугали молодого педагога.
Профессиональная помощь опытного воспитателя дает возможность молодому педагогу избежать многих ошибок в работе с детьми, родителями, документами. Молодой педагог в короткие сроки развивает необходимые для педагогической деятельности навыки и умения.
Ожидаемый результат: наставник поможет сформировать индивидуальную систему педагогической деятельности конкретного педагога, которая будет отличать его от коллег и позволит стать конкурентоспособным в профессиональной среде. Работа в паре научит молодого педагога анализировать свои педагогические действия, сформирует у него эмоционально-ценностное отношение к профессии на личном примере наставника.
Современный формат наставничества – «педагоги с высоким
уровнем ИКТ-компетентности – педагоги с трудностями в этой области»
Наставник – чаще всего молодой педагог, который владеет ИКТ-технологиями
Наставляемый – педагог старшего поколения, который испытывает трудности в освоении компьютерной грамотности
В чем суть формата: наставник помогает наставляемому освоить компьютер, учит его работать на интерактивной доске, с мультимедийной установкой, искать нужную информацию на профессиональных сайтах, создавать образовательные продукты с использованием ИКТ и электронных ресурсов. В результате молодой педагог получает возможность реализовать себя, повысить свою самооценку. Опытный педагог учится организовывать образовательный процесс с помощью ИКТ и наполнять его новым содержанием.
Преимущество формата – взаимообмен знаниями и опытом между наставниками и наставляемыми. Опытные педагоги несильны в ИКТ, но владеют методикой и знают возрастные особенности детей дошкольного возраста. Молодые педагоги внедряют современные цифровые технологии, но забывают о принципе дошкольной педагогики «Не навреди!». Опытные педагоги помогают молодым коллегам выработать стратегию, чтобы вместе грамотно использовать ИКТ в образовательном процессе детского сада.
Ожидаемый результат: педколлектив освоит ИКТ-технологии и начнет применять их в образовательном процессе не от случая к случаю, а постоянно. Все педагоги будут в равной степени и на высоком уровне использовать их в работе с воспитанниками и родителями.
Совет. Если в вашем детском саду хорошо владеет ИКТ-технологиями только один педагог, назначьте его наставником не более трех педагогов. Так он сможет уделять
Расширенный формат наставничества –
«заинтересованные педагоги – ответственные родители»
Наставник – педагог
Наставляемые – родители
В чем суть формата: наставническая деятельность выходит за пределы педколлектива. Педагог в качестве наставника взаимодействует не другим педагогом, а с родителями. Он продолжает оказывать педагогическую поддержку всем родителям воспитанников своей группы, но с одной или двумя семьями выстраивает индивидуальную работу: подробно разбирает проблемы в общении с ребенком, дает рекомендации.
В ходе наставничества педагог формирует с родителями доверительные отношения. Он не указывает им на ошибки в воспитании ребенка, а подсказывает, как надо. Родителям такой формат общения позволяет открыто говорить с педагогом о своих трудностях, так как они начинают видеть в нем союзника.
Ожидаемый результат: данный формат наставничества поможет создать в детском саду профессионально-родительское сообщество. Родители и педагоги выработают единые требования и подходы к воспитанию детей.
Организационно-управленческий формат наставничества –
«методист – старший воспитатель»
Наставник – методист
Наставляемый – старший воспитатель
В чем суть формата: методист и старший воспитатель учатся согласовывать свои действия, формируют единые требования к педагогам. Они создают коллектив единомышленников, в котором чтут, сохраняют традиции и осваивают инновации.
Старший воспитатель – руководитель второго звена, поэтому часть его обязанностей носит управленческий характер. Совместно с методистом он подбирает и расставляет педагогические кадры, комплектует группы. Также старший воспитатель отвечает за повышение профессиональной компетенции педагогов, от которого напрямую зависит качество образовательной деятельности в детском саду. Сориентироваться в большом объеме новой деятельности начинающему старшему воспитателю помогает методист, у которого есть опыт организационно-управленческой и методической работы.
Ожидаемый результат: методист и старший воспитатель создадут положительный психологический климат в коллективе. Степень удовлетворенности педагогов собственной деятельностью станет выше, они будут больше вкладываться в работу, что повысит качество образовательной деятельности в детском саду.
К сведению. В 2020 году Минпросвещения утвердило Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров и запустило процесс «перезагрузки» методических служб на городском уровне и уровне образовательных организаций. Формат наставнической деятельности, когда руководитель выступает наставником, позволит обеспечить сопровождение старшего воспитателя на данном переходном этапе и в дальнейшем создать эффективную методическую службу в ДОО.
Инновационный формат наставничества –
«научный руководитель – старший воспитатель»
Наставник – научный руководитель
Наставляемый – старший воспитатель
В чем суть формата: научный руководитель помогает старшему воспитателю поднять уровень методической работы в детском саду до научно-методической. Он учит старшего воспитателя формулировать выполнимые цели, прогнозировать положительный конечный результат инновационной деятельности, доносить свои идеи до коллег, чтобы они поняли, приняли их и захотели осуществить. Также научный руководитель помогает сформировать в коллективе группу единомышленников, которые будут транслировать остальным педагогам настрой на успех.
Ожидаемый результат: наставник поможет старшему воспитателю подготовить и включить в инновационную, опытно-экспериментальную деятельность весь педколлектив и добиться высоких результатов. Например, освоить и внедрить современные педтехнологии или разработать свои, а затем транслировать их профессиональному сообществу.
Совет. Если ваш детский сад планирует работать в инновационном режиме или коллектив уже ведет экспериментально-исследовательскую работу, то вам необходимо организовать наставническую деятельность в данном формате. Научный руководитель и старший воспитатель – организаторы нововведений в детском саду. Их задача – обеспечить взаимодействие всех участников инновационного процесса и сформировать у них положительное отношение к инновационной деятельности.
К сведению: в период с 2008 по 2011 год на базе МАДОУ ЦРР д/с №19 работала первая городская экспериментальная площадка по теме «Педагогическая поддержка развития способностей у детей старшего дошкольного возраста» под руководством к.п.н.Шилиной Н.В.
В период с 2011 по 2015 год на базе МАДОУ ЦРР д/с №19 работала первая городская инновационная площадка по теме «Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» под руководством к.п.н Поповой Е.И.
Перспективный формат наставничества –
«педагоги детского сада – старшие школьники, студенты»
Наставник
– педагоги МАДОУ ЦРР д/с №19
Наставляемые – старшие школьники, студенты ИПИ им П.П.Ершова (филиала) ТюмГУ
В чем суть формата: детский сад и средняя школа в рамках договора о сотрудничестве организуют работу по профориентации школьников – знакомят их с профессией «воспитатель дошкольного образования». Детский сад и ИПИ им П.П.Ершова (филиала) ТюмГУ в рамках договора о сотрудничестве организуют практику студентов на базе ДОУ. Старшие школьники и студенты проходят обучение на базе детского сада. С каждым из них работает наставник, который «погружает» в профессию воспитателя, формирует у них элементарные теоретические и практические навыки.
Школьники участвуют в жизни детского сада, знакомятся с режимом дня, взаимодействуют с дошкольниками. Под руководством воспитателей они организуют с детьми разные виды деятельности. В конце обучения наставники анализируют результаты своих наставляемых, разбирают с ними их трудности, дают рекомендации по дальнейшему обучению.
Ожидаемый результат: педагоги мотивируют учеников получить профессию воспитателя и поступать в ИПИ им П.П.Ершова (филиала) ТюмГУ, чтобы в дальнейшем они пополнили штат детского сада. Школа выполнит задачи по профориентации школьников и обеспечит им возможность погрузиться в профессию на этапе выбора. Школьники получат представление о профессии воспитателя, смогут примерить ее на себя. Студенты ИПИ им П.П.Ершова (филиала) ТюмГУ, получив практический опыт на практике смогут прийти работать в детский сад.
К сведению. В июле 2022 года на совещании Президента с членами Правительства министр Сергей Кравцов подчеркнул, что Минпросвещения уделяет особое внимание ранней профориентации и подготовке будущих педагогических кадров. Есть задача – привлечь в педагогические вузы еще больше молодых и мотивированных выпускников, которые осознанно сделают выбор в пользу профессии педагога.
МАДОУ ЦРР д/с №19 является базой для прохождения практики студентами им П.П.Ершова (филиала) ТюмГУ в период с 2001 г по настоящее время
Году педагога и наставника - посвящается:
#ГПН_2023 #ГодПедагогаНаставника #Тюменскаяобласть (анонсы мероприятий)
13.07.2023 |
"Педагогический марафон" |
|
16.07.2023 |
"Спасибо учителю" |
|
20.07.2023 |
"Академия дошкольных наук" |
|
22.07.2023 |
"Марафон добрых сказок" |
|
27.07.2023 |
"Флагманы образования" |
|
01.08.2023 |
"Педагогика вчера, сегодня, завтра" |
|
22.08.2023 |
Тематическая площадка |
|
25.08.2023 |
Интерактивная выставка |
|
26.08.2023 |
"Движение -жизнь" |
|
02.09.2023 |
"Новая программа - новые ориентиры" |
|
14.09.2023 |
"Две звезды" |
|
16.09.2023 |
"Кросс нации -2023" |
|
29.09.2023 |
"Чемпионат управленческих команд" |
|
05.10.2023 |
"Если быть -то быть лучшими" |