Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Размер шрифта:  a a a
Цветовая схема:  a a
Изображения:  вкл. Выкл.
Гостевая книга

Эссе «Я – педагог»

Сколько вариантов эссе может написать педагог? Я думаю, ровно столько, сколько детей было в его педагогической жизни. С.И. Ожегов даёт определение слова «эссе», как «прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему». Так вот каждый ребёнок для педагога - это и есть частная тема, точнее сказать, каждый ребёнок - часть жизни педагога, которая рождает в нём отдельные мысли. Мысли, мечты, чувства педагога выражаются самыми разнообразными средствами. Мысли и чувства, например , музыканта, выражаются в музыкальных звуках, художника - в рисунках, скульптора – в формах. Мысли и чувства педагога выражаются в его действиях и поступках по отношению к ребёнку. С каждым днём они собираются, хранятся, изучаются, словно в некоем музее. Эта экспозиция набирается год от года. Время от времени она выставляется для обозрения как особо ценная. Она становятся интересна кому-то, значима для кого-то. Это музей истории педагога и отдельного ребёнка, музей, в котором и хранится эта частная жизнь. Сегодня я расскажу вам одну историю из своего музея под названием «Педагогическая жизнь». Так вот…герой моего первого (ниже напишу, почему первого) эссе – Пашка. Если сравнивать Пашку с литературным героем, то Пашка - Карлсон. Он шалун, проказник. Именно этим Карлсон покорил детей всего мира. А нас, взрослых, поразил своими мудрыми и простыми афоризмами. Карлсон подарил миру целую философию лёгкого отношения к жизни. А вот Пашкины афоризмы подарили мне «крылья».

У Шалвы Амонашвили есть притча «Крылья», в которой человек , идущий по дороге с маленьким мальчиком, велел ребёнку подать старику воды и дать кусок хлеба. Старик же подарил ему мудрость: «…если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым». Тогда человек удивился словам старика, понимая, что сам не умеет летать. Прошли годы. Учитель и его воспитанник вновь встретили старика, и «учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника». «Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

– Меня больше радуют твои перышки...»

Пашка же и подарил мне одно из моих первых пёрышек. Помню, был обычный день. После занятия по лепке кузнечика Пашка сказал: «Анастасия Геннадьевна! У вас золотые руки. Хотел сегодня в садик не ходить. Хорошо, что пришёл». Что здесь произошло в моей душе! Это трудно описать словами: волнение, трепет. Но, главное, я почувствовала, что мне уже хочется учить Пашку лепить стрекоз, медведей, зайцев и мн.др. Вот я уже бегу в книжный магазин, отыскиваю удивительную книгу художника-мультипликатора Рони Орена «Секреты пластилина», в которой представлена поэтапная лепка и сюжетные композиции, кропотливо изучаю. На следующий день спешу со своей драгоценной находкой в детский сад. Пашка и все ребятишки листают, удивляются, лепят, обсуждают… Я радуюсь. Заинтересовала!

А вот другая картинка - осень. Я спешу за желудями. У нас в городе дубов немного, можно по пальцам пересчитать. Но у меня уже есть свои любимцы. Набираю килограмма два. Казалось бы, обычные жёлуди, а сколько радости у воспитателя! Чувствую себя    жёлудеискателем! По ощущениям, наверное, вполне сравнимо с золотой лихорадкой. Ведь сколько из желудей мы теперь творить будем! И снова удача: гуляя по просторам интернета, случайно наткнулась на сайт чешского фотографа Питера. Питер создаёт уникальных человечков из желудей – дубанчиков. И вот по мотивам мастера у нас рождается коллективная композиция «Дубанчики идут в школу». А как же иначе, ведь мы же «подготовишки»!

А вот мы с ребятами готовим экспозицию в мини-музее нашего детского сада, посвящённую 75-летию Сталинградской битвы. Я много читаю в этот период о войне, узнаю новые факты, например, историю фонтана «Танцующий хоровод» в Сталинграде. Образ фонтана станет основой нашей экспозиции . Пашка с ребятишками лепит фигурки детей, крокодила; знакомимся с историей одного из символов Сталинграда; делаем цветы в память о маленьких героях Сталинградской битвы; самолёты-оригами, которые будут лететь над панорамой сражения. Какая же поразительная глубина в нашей работе. Словно мы перенеслись туда далеко, в 1942 год. Но это не всё. Скоро занятие-экскурсия в музее. А Пашка… как же он рассуждает о войне. «И как только ребёнок шести лет может так мыслить, - думаю я.- Какое же впечатление произведёт на него экскурсия?»

И вот день экскурсии. Все дети увлечены. А Пашка почему-то настроен сегодня пошалить. Всю эскурсию держу в голове мысль: «Как же так? Ведь он так чувствовал и говорил». И вот вспоминаем рассказ Вильяма Козлова «Пашкин самолёт», герой которого мальчик Пашка так самозабвенно помогал советскому летчику отремонтировать самолет и улететь с оккупированной территории, что забыл об опасности и погиб. И тут я говорю Пашке: «А ведь ты носишь имя героя, Паша». Вижу, как улыбка сходит с Пашкиного лица. «Достучалась! - с тревогой и радостью осознаю я, - понял». Вот оно пёрышко от Пашки для меня. И если птица не может лететь с одним пером, то я летаю. И как бы ни был долог путь к пёрышкам – крылья мои крепнут.

Пока я писала эссе, у меня родилась чудесная идея – писать эссе и дарить его каждому ребёнку. Наверное, у меня появится настоящий сборник педагогических эссе. Представляете, как ребёнок, будучи взрослым, будет читать это эссе о нём и обо мне. Он будет   видеть, как он такой маленький человечек смог управлять взрослым, как взрослый, благодаря ему - маленькому человечку, мог взбираться на вершины, которые были для него недосягаемыми. Я думаю, этот взрослый ребёнок будет читать моё эссе в самые трудные минуты своей жизни и становиться сильнее. А я буду знать – всё было не напрасно. Моя душа будет хранить все эти воспоминания в самом великом музее мира под названием «Жизнь».

Ребятишками было подарено,

В их детских сердцах рождено,

Самое лучшее в мире звание:

«Моя любимая Анастасия Геннадьевна»!