Зачем нужен логопед?
Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только Р), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки…
Возможно, вы спросите:
И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить букву Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается логопед.
Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только Р), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки…
Возможно, вы спросите: а зачем это надо? Но ведь каждая мамочка и каждый папочка хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если логопед вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в детском саду, эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе.
Не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа.
Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать.
Не развиты пальчики – трудно будет вообще научиться писать.
Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой.
И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Таким образом, задача логопеда – помочь ребёнку вовремя преодолеть все возникающие трудности.
Этапы освоения речи ребенком
Речь – сложная система навыков. В процессе речевого развития формируются высшие психические функции, подготавливающие ребенка к взрослой жизни.
Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка, в связи с этим он является самым важным и ответственным, так как именно в этом возрасте закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.
Одним из важнейших приобретений дошкольного детства является речь, которая начинает формироваться в младенческом возрасте. В раннем детстве, с усложнением деятельности малыша и расширением доступных сфер деятельности, усложняется общение со взрослыми, и потребность в речи возрастает, что в свою очередь, стимулирует развитие активной речи, которая превращается в средство общения. Речь начинает приобретать коммуникативную функцию, а в дальнейшем обобщающую, планирующую, регулирующую и знаковую.
Именно в дошкольном возрасте речь ребенка наиболее уязвима, и под воздействием ряда неблагоприятных факторов может нарушаться и в дальнейшем иметь патологическое развитие.
В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступает растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения. Появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность. Ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом. Ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания. Развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкциям взрослого. Складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач. Возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь. Завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки. Возникают предпосылки для освоения грамоты. Ребенок готов идти в школу.
Работа родителей с детьми дома.
Работа детского сада не исключает необходимости домашних заданий с детьми. Учебный материал распределяется по трем направлениям: воспитание произвольных навыков, формирование словаря, формирование грамматических умений и навыков.
Родителям следует заниматься ежедневно или через день в форме игры. Занятия проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свою артикуляцию. При этом должны соблюдаться требования: точность движений, равномерное участие в них левой и правой половины языка. У ребенка не всегда может сразу все хорошо получаться, и порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его и вернуть к более простому, уже отработанному материалу. Напомнить, что когда-то это уже получалось. Всю работу по формированию правильного звукопроизношения родителей согласовываются с логопедом, обращаются при всех возникающих затруднениях. Одновременно родители подбирают вместе с детьми слова, обозначающие предметы, слова, обозначающие качества и свойства предметов, слова, обозначающие различные действия. Если рисунки задаются на дом, родители могут вместе с детьми перевести готовый рисунок из журнала через кальку или воспользоваться трафаретом. Простые рисунки взрослый рисует с одновременным комментарием. Например: рисуя дом, взрослый говорит: «Вот левая стена, вот правая стена, вот потолок, пол, крыша, окно, вот и нарисовали домик!» такой прием способствует развитию у ребенка внимания и повышает интерес к учебной деятельности.
ИГРЫ ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ
Во время прогулки, или когда вы идёте в детский сад, возвращаетесь домой, используйте это время для общения с малышом.
«Изучаем травку и цветы»
Совместно с ребёнком разглядывайте растущую травку, отмечайте, что она зелёная, маленькая. Находите первые весенние цветы, называйте их. Не требуйте от ребёнка запоминания названий растений! Если вы сами будете употреблять эти наименования в речи, ребёнок сначала начнёт соотносить словесное обозначение с конкретным цветком, а затем самостоятельно назовёт его.
Рассмотрите цветок. Покажите стебелёк, листочки, лепестки. Понюхайте цветок.
Обратите внимание ребёнка на цветы, растущие в квартире, на даче. Позвольте ему полить, опрыскать растения.
В разговоре с ребёнком используйте не только прямой вопрос «Что это?» чаще задавайте косвенные вопросы: «Чем мы будем поливать растения?», «Во что мы поставим цветы?» и …..
Если ребёнок ответил неверно, проговорите правильный вариант: «Мы будем поливать растения водой», «Мы поставим цветы в вазу». Окончания существительных и прилагательных можно произносить чётко, утрировано, чтобы ребёнку было легче усваивать грамматические категории.
Совместно с ребёнком разглядывайте растущие вокруг деревья, вспоминайте их названия.
Рассмотрите ствол деревьев, ветки, листья, корни.
Расскажите, какими они бывают:
высокими, низкими, маленьким, толстыми, кривыми…
Возьмите листочек, рассмотрите его, подуйте на него, понаблюдайте, как он падает, кружится.
Посчитайте деревья, растущие по дороге, чётко проговаривая окончания существительных.
Вспомните, какими они бывают весной, летом, осенью, зимой.
«Наблюдаем за транспортом»
Посчитайте, сколько автомобилей, автобусов, троллейбусов встретилось вам по дороге.
Расскажите, какими они бывают?
Как их можно назвать одним словом? (транспорт).
Вспомните сколько дверей, колёс у автобуса.
Какой вид транспорта вы ещё знаете?
( водный – лодочка, пароход.., воздушный – самолёт….)
«А дома бывают разные…»
Рассмотрите дома вокруг вас. Какие они бывают?
Деревянные, кирпичные, одноэтажные, пятиэтажные…, высокие, низкие, красивые и ….
Вспомните, на каком этаже вы живёте?
Сколько этажей над вами, под вами?
Посчитайте сколько окон на вашем этаже, в доме?
«Изучаем всё живое…»
Расскажите, сколько взрослых, детей, животных вам встретилось по пути. Опишите их.
Они весёлые, грустные, старые, молодые, худенькие, большие…
Придумайте загадку про них.
Чаще задавайте вопросы:
«Кто это? Маленький, пушистый, с усами и мяукает….».