Таблица-схема Направлений работы ДОУ с родителями воспитанников
по предупреждению детского травматизма
Направление сотрудничества |
С какой целью используется |
Форма общения |
|
Информационно-аналитическое |
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности |
Проведение опросов, анкетирование: “Мой взгляд на безопасность”; “Причины опасности”; |
|
Познавательное |
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей |
Родительское собрание: “Безопасность детей – дело взрослых”. Семинары-практикумы: “Научим ребенка правилам поведения при приёме пищи”; “Меры предосторожности на игровой площадке”. Заочный родительский университет: “Личная безопасность ребенка в играх с песком ”; “Ребенок в туалетной комнате”; “Травматизм детей на качелях”. Встречи с травматологом, отоларингологом, окулистом. Педагогическая библиотека для родителей |
|
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительное и просветительское |
Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей |
Организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности. Информационные проспекты для родителей на стенде “Осторожно! Качели”. Папки-передвижки: “Безопасность в приёмных ДОУ”; “Безопасность на спортивной площадке”; “Безопасность вашего ребенка в столовой”; “Ребенок дома”. Выпуск газеты “Ветерок ”. Разработка памяток по организации безопасного поведения детей при организации игр с песком, со скакалками, с мячом, при использовании качелей разных видов, при катании с горки, при организации одевания на прогулку. |
|
Досуговое |
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми |
Совместное проведение досуга, праздники, экскурсии. Выставки семейных творческих работ: “Безопасность”, совместных изобретений из природного и бросового материала на темы “Ловушка для песка”, “Безопасная скакалка”, “В стране безопасных игрушек”. Участие в городских конкурсах творческих работ. Изготовление атрибутов, костюмов для театрализованной деятельности |
|
Опасности, подстерегающие ребенка
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
Правила, изложенные в данной инструкции, предлагаются к обязательному исполнению.
∙ Отправляясь на экскурсию или на прогулку по улицам города, воспитатель обязан точно знать число детей, которых он берет с собой (обязательно сделать пометку в журнале экскурсий). Оставшиеся по каким - либо причинам дети в детском саду, по указанию заведующей находятся под присмотром определенного сотрудника.
∙ Группы детей разрешается водить только по тротуару (а не по мостовой вдоль тротуара). Нужно следить, чтобы дети шли строго по двое, взявшись за руки.
∙ Дети очень любознательны, в пути они могут увлечься чем - нибудь, отстать или уклониться в сторону. Поэтому группу детей всегда должны сопровождать двое взрослых: один идет впереди, другой - сзади.
∙ Переходить через улицу надо на перекрестках или в местах, где имеются знаки перехода, по пешеходным дорожкам и при зеленом сигнале светофора.
∙ Переходить через улицу надо не спеша, спокойным ровным шагом.
∙ Переходить через улицу надо напрямик (а не наискось), потому что это ближайший путь на противоположную сторону.
∙ При переходе улицы на перекрестке надо обращать внимание не только на зеленый сигнал светофора, но и на приближающийся транспорт. Прежде чем сойти с тротуара необходимо пропустить машины .
∙ В тех местах, где нет тротуара, надо ходить по левой стороне, навстречу транспорту, и при его приближении уступать ему место, отходя к краю дороги.
∙ Воспитателям нужно брать с собой красный флажок, и в случае, когда дети не успели перейти улицу, поднятием вверх флажка дать сигнал водителю остановиться и пропустить остальных детей.
∙ Большое значение имеет обучение детей правилам уличного движения. Это следует делать систематически и настойчиво, сообразуясь с особенностями детского возраста.
∙ Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием преподать их детям.
Перевозка детей.
∙ Перевозить детей разрешается только в автобусах, оборудованных ремнями
∙ При посадке в автобус детям показывают, через какую дверь надо входить. В салоне их рассаживают на сидениях.
∙ Воспитатель должен еще раз убедиться в том, что все двери и все стекла в окнах закрыты.
Задачи ДОУ по воспитанию безопасного поведения
у дошкольников на улицах и дорогах города
Младший дошкольный возраст |
Средний дошкольный возраст |
Старший дошкольный возраст |
1. Знакомить детей с транспортом характерным для нашей местности (грузовые и легковые машины, городской транспорт). |
1. Учить ориентироваться на участке д/с и расположенных по близости улицах. |
1. Познакомить детей с правилами поведения в общественных местах. |
|
||
2. Продолжать знакомить с цветами, выделяя красный, желтый, зеленый. |
2. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения. |
2. Продолжать знакомить с ПДД и причинами ДТП. |
3. Учить детей переносить в игры впечатления, полученные на прогулке. |
3. Расширять знания детей об общественном транспорте. |
3. Упражнять соблюдению ПДД, |
4, Учить детей различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину, понимать значение зеленого и красного сигнала светофора. |
4. Учить детей определять направления движения от себя. |
4. Расширять представления детей об окружающей действительности, ориентироваться в пределах ближайшего к д/с микрорайона. |
5. Учить детей ориентироваться в пространстве, согласовывая свои движения с определенными правилами. |
|
5. Формировать самостоятельность и ответственность в действиях, связанных с переходом улиц. |
Памятка для воспитателей
ЧТО МОГУТ САМИ ДЕТИ.
Прививая детям навыки поведения на улице, необходимо учитывать уровень физического и духовного развития ребёнка.
НАЧИНАЯ с 3-4 лет
- ребёнок может отличить движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он ещё представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.
НАЧИНАЯ с 6 лет
- ребёнок всё ещё имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые;
- большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;
- они ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного. Мяч катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.
ЛИШЬ НАЧИНАЯ с 7 лет
- дети могут более уверенно отличить правую сторону дороги от левой.
Перечень некоторых необходимых рекомендаций для родителей.
При выходе из дома:
· если у подъезда дома возможно движение транспортных средств, сразу обратите на это внимание ребенка и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
· если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь - нет ли за препятствием опасности.
При движении по тротуару:
· придерживайтесь правой стороны тротуара;
· не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
· маленький ребенок должен идти рядом со взрослым, крепко держась за руку;
· приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора или с территории предприятия;
· разъясните детям, что забрасывание проезжей части (камнями, стеклом) и повреждение дорожных знаков могут привести к несчастному случаю;
· не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки с детьми возите только по тротуару.
· при движении группы ребят учите их идти в паре, выполняя все указания взрослых, сопровождающих детей.
Готовясь перейти дорогу:
· остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
· привлекайте ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
· подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
· учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
· не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
· обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста;
· неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
При переходе проезжей части:
· переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках - по линии тротуара, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;
· идите только на зеленый сигнал светофора: ребенок должен привыкнуть, что на красный и желтый сигналы не переходят, даже если нет транспорта;
· выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры; ребенок должен усвоить, что при переходе дороги разговоры излишни;
· не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
· не переходите дорогу наискосок, подчеркивайте и показывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы. Ребенку нужно объяснить, что это делается для лучшего наблюдения за автомототранспортными средствами;
· не выходите на проезжую часть из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, приучайте ребенка делать так же;
· не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
· не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
· при переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе ребенок может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдая за движением транспорта.
При посадке и высадке из общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая и такси):
· выходите впереди ребенка; маленький ребенок может упасть, ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
· подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки. Ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
· не садитесь в общественный транспорт (троллейбус, автобус) в последний момент при его отправлении (может прижать дверьми). Особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;
· научите ребенка быть внимательным в зоне остановки - это опасное место для ребенка: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, кроме того, пешеходы здесь часто спешат и могут случайно вытолкнуть ребенка на проезжую часть.
При ожидании общественного транспорта:
· стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине.
При движении автомобиля:
· приучайте детей младшего школьного возраста сидеть в автомобиле только на заднем сиденье, не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано специальным детским сиденьем. Объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции бросает ребенка вперед, и он ударяется о стекло передней панели; этого достаточно, чтобы он погиб или был сильно ранен;
· не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло или панель;
· ребенок должен быть приучен к тому, что первым из автомобиля выходит отец (мать), чтобы помочь сойти ребенку и довести его до перехода или перекрестка;
· не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра;
· ребенок должен знать, что на велосипеде разрешено перевозить только одного ребенка до семи лет и то при условии, что велосипед оборудован дополнительным сиденьем и подножками.
При поездке в общественном транспорте:
· приучите детей крепко держаться за поручни, чтобы при торможении ребенок не получил травму от удара;
объясните ребенку, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит.
Профилактика травматизма в детском саду
Основные меры профилактики детского бытового травматизма у дошкольников можно подразделить на три направления:
1.Мероприятия по обеспечению «техники безопасности» в помещениях (ограждения батарей отопительной системы, закрытие розеток в доступных детям местах, предупредительные этикетки на опасных жидкостях, хранение их в недоступных для детей местах).
2. Постоянный надзор за детьми, организация интересных и безопасных игр и занятий, отвлекающих детей от опасных шалостей.
3. Повседневное и неустанное воспитание у детей навыков осмотрительного поведения и разумной осторожности.
Мерами по предупреждению возможных ожогов у детей являются:
• хранение препаратов бытовой химии (едкие кислоты, щелочи и другие химические активные вещества) в недоступных для детей местах;
• осторожность во время кормления детей горячей жидкой пищей;
• повышенное внимание и осторожность при переносе посуды с горячей жидкостью в тех местах, где внезапно могут появиться дети;
• запрещение детям находиться во время раздачи пищи, мытья посуды;
• постоянный надзор взрослых при проведении гигиенических процедур детей;
• защита детей от горячих, накаленных предметов (например, обогревательных приборов, отопительных систем).